Интервью для Rosphoto.com / октябрь 2013

О детской фотографии, о технике, о творчестве

О детской фотографии

— Расскажите, пожалуйста, как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?

— Это был долгий путь. По образованию я психолог, закончила факультет психологии МГУ, защитила кандидатскую диссертацию, потом преподавала, работала в сфере маркетинга и рекламы, в 2006 году купила свою первую зеркалку, много снимала для себя. После рождения сына фотография открылась для меня по-новому, я стала снимать взрослых, детей, поняла, что значит ловить эмоции в кадре. И совсем неожиданно для себя обнаружила, что мне это занятие интереснее всех остальных.

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?

— Самое главное качество, как мне кажется, — это чуткость. Способность почувствовать и увидеть неповторимое. Но на самом деле у каждого фотографа свои сильные стороны; кто-то отталкивается в работе от эмоций, кто-то, наоборот, от рациональных моментов. Рецепта здесь, пожалуй, нет.

— Что самое сложное в работе семейного фотографа?

— Задумалась надолго… Не могу сказать, что существуют какие-то глобальные сложности. Каждая ситуация уникальна и индивидуальна. Иногда дети капризничают и не хотят фотографироваться, иногда родители не склонны идти на контакт, иногда погода плохая и свет сложный. Но все это, по большому счету, такие мелочи, на которых вряд ли стоит акцентировать внимание. Общаться с людьми, каждый из которых обладает своей индивидуальностью, будь то взрослый или ребенок, — для меня это интересно, а не сложно. Для меня это не только работа, но и жизнь, познание себя и мира, это очень-очень много всего.

— Как вы оцениваете состояние современного российского фоторынка?

— Он есть, но ему еще предстоит пройти очень долгий путь развития. И мне очень любопытно участвовать в этом процессе.

— Есть ли мастера детской фотографии на Западе, творчество которых для вас особенно важно?

— Дело в том, что когда много работаешь с изображениями, видишь много фотографий, своих и чужих, появляется своего рода насмотренность и становится очень сложно по-настоящему восхититься чьим-то творчеством. Я смотрю много фотографий зарубежных авторов, что-то мне нравится больше, что-то — меньше.

Но настоящее наслаждение я получаю от просмотра не работ семейных фотографов, а классических фотоальбомов. У меня на полке стоят альбомы Салли Манн, Анри Картье-Брессона, Эллиотта Эрвитта, в них я и черпаю свое вдохновение.

О технике

— Как вы думаете, насколько влияет техника на достижение задуманного результата и воплощения образа?

— Я думаю, что влияет. Разговоры о том, что «все равно, чем ты снимаешь», имеют зерно истины, но только лишь зерно. Наверное, в арт-фотографии все по-другому, но в семейной коммерческой съемке очень важно иметь быструю камеру и хорошую светосильную оптику.

— Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка — заслуга камеры или фотографа? Или того и другого вместе?

— В прошлом году я подарила своей маме хорошую мыльницу, чтобы она могла фотографировать ребенка, когда меня нет рядом. Как-то мы вместе гуляли, мама взяла свою камеру, а я пошла налегке. Ребенок погнался за бабочкой, я схватила мамин фотоаппарат и… не смогла ничего снять. Потому что пока мыльница фокусировалась, и ребенок, и бабочка были уже очень далеко. Так что скорость в нашей работе имеет значение.

— На каком примерно расстоянии от ребенка вы находитесь? Какие объективы чаще всего используете?

— Во время съемки я все время нахожусь в движении, поэтому очень сложно обозначить определенную цифру. Использую объективы с фиксированным фокусным расстоянием, 24 mm, 35 mm, 50 mm, 85 mm и 135 mm. Как правило, для одной съемки я выбираю 2–3 основных объектива, в зависимости от того, что мне предстоит снимать. Например, для фотосессии на улице — 24, 50 и 85 mm; для репортажа — 24, 50 и 135 mm; для фотосессии дома — 35 и 85 mm. Отталкиваясь от того, что происходит в кадре, я постоянно меняю объективы, чтобы получить на выходе максимально разнообразные снимки. Сложно рассказать какую-то историю, имея в результате съемки только средние планы. Можно, конечно, но тогда она будет скучной.

О проекте

— Как вы думаете, способен ли подобный проект поддержать развитие детской и семейной фотографии в России?

— Думаю, что да.

— Фотограф, работающий в жанре семейной и детской фотографии, должен иметь качественную и быстро думающую технику. Подходят ли по этим параметрам камеры Olympus?

Камера Olympus OMD поразила меня своей скоростью. Она вполне подходит для съемки таких быстродвижущихся объектов как дети.

О творчестве

— Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?

— Мне кажется, целенаправленно искать свой стиль — это тупиковый путь развития. Когда я начинала снимать, то вообще не думала о стиле. Я просто делала то, что мне нравится. Постепенно стали появляться люди, которые говорили: «О, у тебя есть свой стиль!» Сначала я пыталась расспрашивать, чтобы узнать, что это такое — мой стиль, но потом поняла, что выразить это словами очень сложно: люди задумываются, пожимают плечами и отвечают: «Не знаю, как это объяснить, но он точно есть».

— Можно, конечно, с помощью технических моментов и обработки создать некое подобие стиля искусственно, но все же, на мой взгляд, главная его составляющая — это личность автора, его эмоции, жизненный опыт. То, что невозможно повторить.

— Сколько времени вы тратите на пост-обработку?

— Немного. Для меня обработка — это второстепенный аспект в фотографии. Меня восхищают люди, которые знают фотошоп как свои пять пальцев и умеют делать всякие потрясающие штуки, но для своих фотографий я не вижу смысла в такой сложной обработке. От этого они ничего не приобретут, а только лишь проиграют.

— Как бы вы определили формулу своего успеха?

— Stay true. Stay you (улыбается). Что бы ни случилось, я всегда стараюсь оставаться самой собой. Внутренняя честность и честность по отношению к людям, с которыми я работаю, — вот что для меня важно.

— Как часто вы фотографируете собственную семью? К повседневной съемке подходите настолько же профессионально?

— К сожалению, времени на съемку своей семьи остается немного. Сына я снимаю в основном в отпуске. Вот уж когда я отрываюсь по полной. После прошлогоднего отдыха в Болгарии сделала прекрасную книгу, в ней очень-очень много страниц, и она получилась очень красивой!

Я люблю снимать его в совершенно повседневных бытовых ситуациях, с разными эмоциями, чтобы потом по фотографиям он мог вспоминать свое детство. Но признаюсь честно, я также много снимаю на iPhone, когда большой камеры нет под рукой, и фотографии получаются не хуже.

Советы

— Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?

— Любите жизнь и то, что вы делаете, и все обязательно получится.

— Какие объективы и камеру вы могли бы посоветовать тем, кто только начинает заниматься фотографией? Раньше все начинали со сложных зеркальных камер. Сегодня рынок фотоаппаратов пополнился легкими беззеркальными камерами, которые меньше по весу и при этом готовы конкурировать с профессиональными зеркалками. Может, стоит обратить внимание именно на них?

— Конечно, раньше не было никакой альтернативы. Или ты покупаешь зеркалку и получаешь хорошую быструю камеру, или ты покупаешь мыльницу и… о фотографии можно забыть. Сейчас, как вы правильно сказали, на рынке появились беззеркальные камеры с хорошей сменной оптикой, светочувствительностью и скоростью. И у них есть огромный плюс — они маленькие и легкие. Так что тем, кто только начинает свой путь в фотографии, я бы посоветовала рассмотреть вариант покупки беззеркальной камеры.

— Расскажите, почему фотографу нужна вторая камера и почему вы остановили свой выбор на Olympus OM-D?

— Наверняка вы не раз видели фотографов, обвешанных огромным количеством техники. Чаще всего такой огромный арсенал у свадебных фотографов, которые работают сразу с несколькими камерами, вспышками, отражателями и прочими предметами. Честно говоря, я не считаю, что семейному фотографу все это так уж необходимо. Одна зеркальная камера — да, но две — это уже перебор, потому что очень сложно двигаться со скоростью ребенка, будучи обремененным таким грузом. Тем не менее, часто возникают ситуации, когда ты просто физически не успеваешь поменять объектив, потому что момент будет потерян, а тебе нужно при этом взять не крупный план, а общий. Вот в таких ситуациях и спасает вторая маленькая и быстрая камера. Olympus OM-D обладает массой достоинств: у нее хорошие скорость, светочувствительность, цветопередача и прекрасная сменная оптика!

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД